Двубой у Facebook: Уладзімір Качан vs Алесь Сураў
Справакаваў дыскусію запіс у блогу Сяргея Астраўцова на svaboda.org, прысвечаны новаму рэстарану “Королевская охота”. Аўтар прысвяціў тэкст у вялікай ступені Стэфану Баторыю, чым выклікаў першы каментар Уладзіміра Качана, з чаго ўсё і пачалося…
Уладзімір Качан – гарадзенскі мастак, вядомы сваімі серыямі партрэтаў: “Мэрыя-2000” партрэтная галерэя для Гродзенскага гарвыканкама, серыя партрэтаў да 100-годдзя Гродзенскай епархіі, галерэя Гродзенскіх губернатараў (1802-2002), партрэты кіраўнікоў Нацбанка, рэктараў і прафесараў гродзенскіх універсітэтаў.
Алесь Сураў – гарадзенскі мастак, працаваў у Тэатры лялек, зараз мастак-пастаноўшчык драмтэатра. Заслужыў сабе імідж неардынарнага чалавека, ледзь не нонканфарміста. |
||
Пазнаёміцца з дыскусіяй, далучыцца да абмеркавання ці паставіць свой лайк можна ніжэй. Прыводзім размову без істотных скарачэнняў, так, як яна выглядала ў Facebook.
Уладзімір Качан: Да ни о чем статья! За уши притянутая тема Стефана Батория к такому событию, как открытие нового ресторана. Не ясно, чему больше “радуется” автор. Или тому, что что-то в городе новое создается, или предоставившейся возможности опять помазать чем-либо дурно пахнущим. Да и память о Стефане Батории в нашем городе никогда не была под запретом. В Гродненской мэрии уже много лет висит его портрет, а проекты памятников и памятных досок ему посвященных открыто обсуждаются горожанами. Его именем названа одна из центральных улиц города и один из самых крупных магазинов. Нет сенсации!
Может, что-то новое по историческим фактам нам открыл автор статьи? Кроме какой-то мутной истории про третий замок, пересказ опять всем давно известной истории. При всем уважении к Сергею Островцову, мне уже не первый раз попадается материал его авторства, натужно вымученный и заточенный под формат svaboda.org. Ну, не оплачивается под знаком этого формата какая-либо созидательность. А уж, об уровне и силе “опозиционной” мысли даже и говорить не хочется…
Эдвард Дмухоўскі: Што мутнае так гэта партрэты формата Кочана, а свабоду нечапайце не павашай пысе справа
Уладзімір Качан: Это не мои портреты, а портреты тех, кто на самом деле и лепил историю этих земель. Не языком лепил, а своими конкретными делами. Плохая в результате этого получилась у нас история или хорошая не мне судить. Мой основной принцип, как художника – это абсолютная беспристрастность и не заполитизированность. Я лишь пытался восстановить то, что за многие столетия было уничтожено и утеряно. И насколько это мутно или не мутно получилось, не вам, заполитизированному по самую макушку, судить. Потому что, там, где начинаются политические пристрастия, заканчивается объективная история. Начинается обслуживание историками тех или иных политиков и оболванивание через это основной массы людей. И это главный урок, чему учит нас госпожа История, видя, как её переписывает под свои интересы очередной правитель-политик. Или провосточный, или прозападный…
Возвращаясь к Баторию, покажу вам источник, с которого был срисован портрет на верхней картинке (маецца на ўвазе партрэт Стэфана Баторыя аўтарства Алеся Сурава, выкарыстаны ў матэрыяле на svaboda.org – рэд.). Возможно, любовь к своему персонажу автор этого портрета выразил через размер мешков у него под глазами. А умный, с легким прищуром взгляд превратился во взгляд пропившего свою жизнь человека. Да еще, с зеркально перевернутым лицом. И так тоже переписывается история…
Злева – партрэт Баторыя невядомага аўтара, каля 1576. Справа – Стэфан Баторы аўтарства Алеся Сурава
Алесь Сураў: Затое, дзякуючы Качану, гарадзенцы даведаліся, што Джаконда несла пачэсную службу у МНС РБ, а Давыд Гарадзенскі – гэта, увогле, Сцяпан Янкоўскі. Зразумела, што ў нашай краіне ўсё, што выйшла не з-пад пэндзля Качана, не з’яўляецца гістарычнай праўдай.
Уладзімір Качан: Дорогой Алесь! Я чувствую некоторую неловкость, что вынужден тебе, профессиональному художнику прожившему в искусстве немалый кусок жизни, напомнить о том, что историческая портретная живопись имеет свои старинные традиции. Например, если имеется узнаваемая всеми специалистами иконография исторической особы, то при использовании её необходимо воздержаться от вольности в её трактовке, строго придерживаясь этой иконографии. Если нет изображений, не сохранились или не могли быть по причине исторической удаленности (как это и случилось с Давыдом Городенским), то тогда можно и характерно-собирательный образ поискать. Так делал и Ян Матейко, выискивая на улицах Кракова своих персонажей, и другие известные и тебе и мне художники.
Здесь нет искажения исторической правды, а есть процесс художественного обобщения. И уважаемый нами Степан Янковский, и Юрась Мацко с Джакондой с фрески на 1-й пожарной части, являются собирательными образами и славянского прототипа, и национального белорусского персонажа и самых красивых женщин в Европе. И я и ты каждый день встречаем на улицах нашего родного города таких людей.
Другое дело, что у нас художников, как у врачей – они тоже все заканчивают один ВУЗ, но затем один становится стоматологом, а другой становится гинекологом. И не мне и не тебе не придет в голову мысль направиться лечить зубы к гинекологу. Оправданно узкая специализация. И войти без подготовки, без знания традиций и особенностей исторической и портретной живописи в это направление подобно некоторому авантюризму, или самоуверенности, что как нибудь вынесет. А потом на тебя начинают ссылаться уважаемые люди и упс-с-с… С уважением, Владимир Качан
Алесь Сураў: Валодзя, я лічу, што каноны патрэбны рамеснікам і багамазам, а сапраўдны мастак павінен быць вольным ад канонаў і пісаць адчуваннем і душой. А традыцыі нашай беларускай мастацкай школы так і трымаюць беларускае мастацтва на перэферыі сусветнай плыні.
Уладзімір Качан: Алесь, мне представляется, что ты путаешь некоторые понятия обсуждаемой темы. Речь идет не о современном свободном галерейном искусстве, где как ни брызнешь, как ни плеснешь красочкой, то “я так вижу, я так чувствую! А вы все дураки и далекие от настоящего искусства лузеры!”. А о такой дисциплине, как работа над историческим портретом. Это один из самых трудоемких жанров в изобразительном искусстве, требующий высокого уровня ответственности в передаче исторических фактов и, как минимум, наличия сильного художественного ремесла. И никто никого в наше время в рамках белорусской художественной школы насильно не держит. Тому есть немалое количество примеров даже среди гродненских художников.
Алесь Сураў: Валодзя! “Дісцыпліны” для рамеснікаў, а гэта сьмерць для творчасьці. А па маім назіраньням – хто няможа тварыць, той працуе у рамках дысцыплін альбо яшчэ горш – выкладае!
Уладзімір Качан: И по моим наблюдениям, кто не доучился в свое время грамотным основам ремесла, тот сейчас свою лажу прикрывает свободой творчества. Возьмем, хотя бы, Юру Яковенко или Сергея Гриневича. Видно, что за ними стоит сильнейшая академическая дисциплина, выражающаяся и в знании рисунка, композиции, материаловедении и анатомии в том числе. И, слава Богу, на видно там никакой смерти для творчества. И трудно назвать их только ремесленниками (кстати, до 16-17 вв все художники считались ремесленниками), или богомазами (одно из названий иконописцев).
И преподавателями были не последние художники. Такие авторитеты, как Ващенко, Щемелев, Савич, Толстик, Аникейчик и это только по нашей стране. Но не буду тебя ни в чем убеждать. У каждого свой путь в Искусстве и он достоин уважения. Т.к. это не самый легкий путь в стране, где произведения искусства не являются “товаром” первой необходимости.
Алесь Сураў: Да, Валодзя, увесь сьвет рухаецца наперад, а нашы ослікі бегаюць па кругу, у акадэмікі сябе запісваюць і г. д. Якая краіна – такія і людзі. “Пікасам” тут нявыжыць, бо партрэтау начальства правільна пісаць нямогуць. І увогуле гэта ты не пра мастацтва пішаш. Табе усе жыцьце наканавана за свае “сярэбраньнікі” апраудвацца. І Якавенкамі да Грыневічамі не прыкрывайся.
Уладзімір Качан: Ну, судя по желчи и злости, наступил на больную мозоль. Вместе с оскорблениями, сразу все комплексы полезли. Не получилось “по-интеллигентному”, закрываю тему. А то, оказывается, я тут перед кем-то оправдываюсь. Время все и всех расставит на свои места…
Алесь Сураў: Дауно хацеу сказаць што думаю я і усе астатнія мастакі у Гродна. Толькі яны інтэлігентнічаюць.
Выказацца па ўзнятых мастакамі пытаннях можна ў каментарах на “Тваім стылі” або на старонцы “Гарадзенскай бібліятэкі” ў Facebook.